На многих предприятиях основным источником энергии являются нефтяные двигатели, расходующие значительное количество нефти. Весьма актуальной является задача перевода этих двигателей на питание газом, получаемым из местных видов топлива: дров, торфа, угля и.д.
Газ, необходимый для питания двигателей, получают из газогенераторов различной конструкции, используя в качестве топлива дрова, торф, уголь и пр.
Газогенератор АГ-65 (рис. 4) Архангельского завода дает 150 м3/час газа, получаемого из швырковых дров длиной 0,75 м с влажностью 25—30%. Этого количества газа достаточно для питания двигателя мощностью до 65 л.с.
Газогенератор металлический; шахта круглой формы с внутренним диаметром 0,44 м и высотой 1,9 м футерована огнеупорным кирпичом.
Воздух поступает через 12 фурм, расположенных на 470 мм выше колосниковой решетки. Процесс газообразования обращенный. При розжиге воздух подают в генератор с помощью ручного вентилятора.
Топливо загружают в одну из пяти гильз, находящихся в бункере генератора, затем гильзы поворачивают настолько, чтобы над шахтой оказался следующий патрон. Дрова находятся в бункере 1,2-2 часа и за это время подсушиваются за счет конвекции и излучения тепла из шахты генератора.
Бункер снабжен водяной рубашкой, на внутренней поверхности которой конденсируются пары воды, выделяющейся из подсушиваемых дров. Конденсат отводится по трубке в приямок гидравлического затвора, причем количество его составляет 7—8% от веса дров.
Для разжигания генератора и шуровки служит дверца, расположенная на уровне колосниковой решетки. Во время работы генератора колосниковую решетку при помощи рычага периодически встряхивают, благодаря чему собирающаяся на колосниках зола падает в приямок гидравлического затвора.
Газогенератор может также работать на топливе других видов, например, на торфе, причем требуется только заменить колосниковую решетку, что осуществляется легко, без разборки генератора.
Получаемый газ поступает в очиститель, состоящий из двух частей: нижней — для мокрой и верхней — для сухой очистки. Мокрый очиститель представляет собой тарельчатый скруббер диаметром 310 мм и высотой 1 380 мм с шестью большими и шестью малыми тарелками.
Сухой очиститель диаметром 750 мм и высотой 600 мм заполняют кольцами Рашига, опилками, прутками, железными стружками, коксом, мхом и т.п.
Теплотворная способность получаемого газа до 1 400 кал.
Газогенератор СибАДИ — Сибирского автодорожного института (рис. 5) представляет собой кирпичную шахту с прямоугольным сечением 400 X 500 мм с трубой вверху для удаления паров воды и создания, тяги в генераторе. В нижней части шахты расположена зольниковая камера, герметически закрываемая дверцей. Ниже зольниковой камеры находится труба, по которой газ поступает в мокрый очиститель.
Мокрый очиститель представляет собой Деревянный сосуд емкостью 1,3 м3, вставленный в наполненную водой деревянную чашу. Внутри очистителя находится деревянная решетка с наложенными на нее деревянными чурками, орошаемыми водой, которая поступает по трубопроводу, заканчивающемуся насадкой для разбрызгивания воды мелкими струйками.
Пройдя через мокрый очиститель, газ попадает в сухой очиститель, имеющий аналогичную первому конструкцию с той разницей, что на чурки насыпают слон опилок и не подают на них воды.
Из сухого очистителя газ направляется к двигателю.
Газогенератор Росоргтепло (рис. 6) каркасный кирпичный четырехугольный 1 590 X 1 590 мм, высотой 3 480 мм, обладает производительностью 300 м3/час газа, что достаточно для питания двигателя мощностью 125 л. с. Для более мощных двигателей можно построить сдвоенный генератор. Теплотворная способность получаемого газа 1 150 — 1 250 кал. Для подачи воздуха служат фурмы, расположенные в два ряда.
Получаемый газ охлаждается в сухом трубчатом холодильнике (рис. 7), благодаря чему не получается фенольных вод, отвод которых, необходимый во избежание загрязнения ими водоема, в некоторых случаях представляет трудности.
Газ очищается в сухом деревянном очистителе (рис. 8) с двойными стенками, пространство между которыми заполнено водой, препятствующей утечке газа.
Приведенные в этой статье данные показывают, что имеется вполне достаточно практический материал, свидетельствующий о полной возможности перевода нефтяных двигателей на газ, путем небольших переделок двигателей. Разработаны конструкции несложных газогенераторных установок, которые можно построить из местных материалов. Более подробные сведения о переводе нефтяных двигателей на газ приведены в брошюре автора, которая выходит в ближайшее время в свет в издании Гизместпрома.
С.В. Детков
«Перевод нефтяных двигателей на генераторный газ»
Сборник по производству строительных материалов, Гизместпром — март 1943 год