Сейчас никого не удивляют рамные бункеровозы, собирающие крупногабаритный мусор и строительные отходы. Но было время, когда автомобили со сменяемыми кузовами только разрабатывались.
Общественные конструкторы
Смелый замысел родился в Общественном конструкторском бюро завода имени Лихачева после конструирования ЗИС-133С на шасси полноприводного армейского грузовика ЗИЛ-131 в 1961 году.
Евгений Петрухин, Виталий Мочедловский, Юрий Мариенбах, Александр Сетранов и другие инженеры работали над проектом в свободное от работы время. Об этом писал журнал «Техника — молодежи» №5 за 1964 год (стр. 27).
Этот автомобиль должен был перевозить любые грузы без простоя — строительные растворы, кирпич, контейнеры, металл. Он несет на цепях металлический кузов, который снимается или грузится при помощи качающихся рычагов с гидравлическим приводом. Гидравлическим механизмом фиксировался кузов сзади и автомобиль превращался в самосвал.
Было изготовлено два опытных экземпляра, но в серийное производство автомобиль не поступил.
Но спустя двадцать лет конструкция автомобиля стала востребована. В 1985 году на Мытищинском машиностроительном заводе на базе шасси ЗИЛ-495710 был разработан самопогрузчик-бункеровоз ЗИЛ-ММЗ-4952 со съемным кузовом.
Машина предназначалась для загрузки при помощи смонтированного на ней портального подъемника бункеров-накопителей типа БНУ-8. Серийное производство ЗИЛ-ММЗ-4952 началось в 1986 году.