До 90-95% резино-технических отходов составляют изношенные шины.
Изношенные шины – это покрышки, которые в процессе эксплуатации стали непригодными для дальнейшего использования по прямому назначению или восстановительного ремонта.
Степень опасности старых изношенных шин
Сразу нужно отметить, что опасность старых шин сильно преувеличена.
Тем не менее, угрозы состоянию здоровья людей, безопасности и окружающей среде от изношенных шин проистекают от нескольких источников:
- шины выделяют более 120 вредных веществ в водную и воздушные среды, среди них бензопирен, нитрозоамины, полиароматические соединения, диоксины и др., пыль образующаяся при истирании резины увеличивает вероятность заболевания раком желудка в 1,74 раза;
- целые шины могут аккумулировать воду от выпадающих дождевых осадков в полостях, что служит питающей средой для комаров: кроме этого из шин выщелачиваются токсичные вещества, которые попадают в грунтовые воды;
- складированные в одном месте шины могут загораться и их трудно потушить;
- сжигание на открытом воздухе приводит к выделению в воздух загрязняющих веществ, а жидкие продукты горения загрязняют почву под очагом горения.
Захоронение (депонирование) шин является нежелательным, т.к. они медленно поднимаются к поверхности тела полигона по мере его оседания. Кроме того, выщелачиваемые токсичные вещества из шин попадают в грунтовые воды.
Тем менее, количество вредных веществ, которое может поступать из старых шин настолько незначительно, что многие исследователи считают, что их количеством можно пренебречь.
Тут следует пояснить. Современная среда обитания человека полна токсичных веществ в принципе. Однако, и в лесу, и в океане присутствуют токсичные вещества. В лесу есть ядовитые растения и грибы. В океане есть ядовитые рыбы. Яды, как таковые, присутствуют повсеместно.
Отравиться грибами или растениями можно если их съесть. А кто в здравом уме будет жевать автомобильную шину?
Кто-то возразит, токсичные вещества из шин попадают в воздух и в землю. Но в каких количествах? Вот что интересно. Исследования показывают, что в обычных климатических условиях концентрация токсинов выходит за пределы чувствительности методов анализа, т.е. не определяются. И если следовать теории Ганемана — немного шинных токсинов будет действовать как лекарство (шутка).
Иными словами, старые шины можно без опасения за свое здоровье использовать в элементах благоустройства, но не стоит создавать огромных складов старых шин.
Основные проблемы переработки изношенных шин
Шины в основном используются для:
- производства резиновой крошки и регенерата
- производства строительных и технических материалов, а также для использования в дорожном покрытии
- пиролиза и сжигания (в цементных печах или в домнах как добавка в шихту)
Переработка шин — самая популярная тема обсуждений. Причем самих предприятий, занятых переработкой покрышек не так уж много, несколько десятков. Зато в прессе часто упоминается, что шины — это ценное сырье или «золото на обочине».
В чем же дело, почему «ценное сырье» не хочет превращаться в «золото на обочине»?
В классической цепочке товаропроизводства: сырье — производство — продукт, если это применить к изношенным шинам есть небольшой изъян — цена продукта зачастую оказывается ниже себестоимости производства. Иначе говоря, цена резиновой крошки ниже её себестоимости.
Себестоимость естественно складывается из расходов на производство и стоимости сырья, так вот в нашем случае, даже если брать стоимость сырья равную нулю, все равно себестоимость будет выше стоимости крошки.
Цена на резиновую крошку
Конечно цена резиновой крошки зависит от её качества, размера и формы зерен и т.д., но не слишком сильно при этом отличается, не в разы.
В Европе сейчас средняя цена на популярную резиновую крошку размером 2-5 мм составляет 160 евро/тонна. Завод для производства такой крошки производительностью 40 тыс. т/год стоит несколько миллионов евро. Благодаря жестким правилам, по которым запрещается вывозить шины на свалки, за прием шин на переработку предприятие берет около 60 евро/тонна.
Таким образом, шины у нас в России станут «золотом» тогда, когда «шиносдатчик» сам будет бегать и искать куда шины сдать.