Изношенные шины – это покрышки, которые в процессе эксплуатации стали непригодными для дальнейшего использования по прямому назначению или восстановительного ремонта.
Альтернативы складированию или захоронению изношенных шин на свалках:
- надлежащая эксплуатация;
- восстановление протектора;
- повторное использование в других отраслях промышленности;
- производство топлива.
Правильный уход за шинами включает в себя поддержание надлежащего давления в шинах, а также правильный баланс и центровка колес, соблюдение графиков перестановки колес и недопущение чрезмерного ускорения и торможения. Для восстановления протектора шин для повторного использования требуется только одна треть сырой нефти, необходимой для изготовления новой шины.
Изношенные шины могут быть изрублены, измельчены в крошку или порошок для использования в производстве ковриков, клеев, прокладок, подошв для обуви, электрических изоляторов, асфальта и многих других продуктов. Изношенные шины (целые или измельченные) используются в качестве топлива на таких объектах, как цементные печи, целлюлозно-бумажные комбинаты, электроэнергетические предприятия, заводы по переработке отходов в энергию и промышленные котлы. Другие отрасли, в которых используются утильные шины, включают строительство, озеленение, сельское хозяйство, судостроение и производителей оборудования для игровых площадок.
Краткая характеристика изношенных шин как отходов
Изношенные шины представляют собой многокомпонентный отход производственного и бытового потребления, содержащий следующие компоненты (шины с текстильным кордом):
- Резина 66%
- Текстильный корд 17%
- Металл 17%
Изношенные шины классифицируются на:
- Шины с текстильным кордом
- Шины с металлическим кордом, которые представляют наибольшую проблему при переработке.
Изношенные шины делятся на:
- Шины с диагональным расположением нитей корда в каркасе
- Шины с радиальным расположением нитей корда
Изношенные шины делятся по габаритам на покрышки для:
- Мотоциклов
- Легковых автомобилей
- Грузовых автомобилей
- Тракторов, сельскохозяйственных машин
- Большегрузных автомобилей, авиационной техники
Потери массы изношенной шины оцениваются в 13÷15%
Основные направления хозяйственного использования и переработки изношенных шин
- Для производства резиновой крошки и регенерата
- Для производства строительных и технических материалов, а также для использования в дорожном покрытии
- Для пиролиза и сжигания (в цементных печах или в домнах как добавка в шихту)
Преимущества утилизации шин
- экономия энергии;
- соблюдение требований законодательства;
- сокращение количества сточных вод и грязных выбросов в атмосферу;
- сокращение объема шин, вывозимых на свалки.
Характеристика технологий хозяйственного использования и переработки изношенных шин
Основные направления энергетического использования изношенных шин:
Теплотворная способность (кДЖ/кГ):
- Изношенных шин 30000
- Черного угля 29308
- Мазута 40612
- Природного газа 36356
Технологический процесс подготовки изношенных шин (для сжигания) включает следующие операции:
- Мойку
- Отделение бортовых колец
- Грубое измельчение на шинорезах (на 3-4 части)
- Грубое измельчение на дробильных вальцах до размеров 100х100мм, (60 х 60мм)
Основные технологии, применяемые для переработки изношенных шин
- Технология механической переработки
- Бародеструкционная технология
- Криогенная технология
- Озонная технология
- Термодеструкционный способ
- Пиролиз
Технология механической переработки изношенных шин
Технология механической переработки изношенных шин включает следующие операции:
- Мойка
- Вырезка бортового кольца
- Резка шин на 3-4 части
- Грубое дробление на дробильных вальцах (60-100мм)
- Среднее дробление на дробильных вальцах (10мм)
- Электромагнитная сепарация металлокорда
- Мелкое дробление (до 1мм) на размольных вальцах
- Сепарация крошки на виброситах и удаление текстильного корда
- Технология механической переработки изношенных шин внедрена
Технология механической переработки изношенных шин внедрена на:
- Чеховском регенератном заводе (РЗ)
- Волжском шиноремонтном заводе
- Барнаульском заводе
- Сланцевском заводе «Полимер»
- АОЗТ «Экошина»
- Тушинском машзаводе
Техническая характеристика установки механической переработки изношенных шин АОЗТ «Экошина»:
- Сырье – шины диаметром до 1200мм
- Получаемые продукты (т/год):
- Резиновая крошка (1мм) 3000
- Текстильный корд 300
- Металлический корд 750
- Бортовые кольца 900
- Потери 50
- Производительность (по переработке шин), т/год 5000
- Производственная площадь, м2 720
- Установленная мощность, кВт 600
- Расход воды на охлаждение, м3 \час 3
- Обслуживающий персонал, чел. 8-10
- Стоимость оборудования, тыс.$ США 850
Комплекс оборудования «Викмакс» (ЭАО «АКП Уралэкомаш») для переработки шин механическим способом включает:
- Дробилка грубого дробления ДВД – 650
- Дробилка среднего дробления ДВД – 6501
- Дробилка мелкого дробления ДВД-6501-01
- Ленточные конвейеры, Кл (5шт)
- Шнековые конвейеры, Кш (3шт)
- Магнитные сепараторы (2шт)
- Классификаторы (2шт)
- Аспирационные системы (2шт)
- Операторская
Технические характеристики дробильного комплекса «Викмакс»:
- Производительность (3 смены), т\год 10000
- Выход товарной резиновой крошки, т\год 7000
- Выход текстильного корда, т\год 1500
- Выход металлокорда, т\год 1500
- Удельный расход эл.энергии, кВт\кГ 0,27
- Производственный персонал (в смену), чел. 6
- Установленная мощность, кВт 750
- Габариты установки, м 60х20х5
- Вес оборудования, т 90
Технические характеристики линии по переработки изношенных шин (фирмы «Астор», «Корд-экс»):
- Производительность по переработке шин (3смены), т/год 6000
- Выход резиновой крошки, т/год 4000
- Выход текстильного корда, т/год 900
- Выход металлокорда, т/год 1100
- Удельный расход энергии, кВт/кГ 0,54
- Занимаемая площадь, м2 700
- Стоимость линии, тыс.$ США 1000
Технология переработки изношенных шин бародеструкционным
Технология переработки изношенных шин бародеструкционным способом включает:
- Резку шин на части
- Загрузка кусков шин в специальную камеру, где под действием давления и температуры резино-текстильная смесь приобретает свойства текучести и отжимается от металла
- Измельчение резино-текстильной смеси
- Сепарация текстильного корда
Криогенная технология переработки изношенных шин
Криогенная технология переработки изношенных шин включает:
- Вырезку бытового кольца
- Грубое дробление
- Низкотемпературное охлаждение
- Тонкое дробление охлажденных кусков шин
- Сепарацию крошки от текстильного и металлического корда
Технические характеристики линии по переработке изношенных шин ЗАО «Ком Эко Тех»:
- Производительность, кГ/час до 1000
- Потребляемая энергия, кВт/час 520
- Производственная площадь, м2 650
- Производительность линии, т/год 3000
- Численность персонала (3смены), чел 15
- Температура охлаждения шин, град.С 80О
- Хладоагент воздух
- Максимальный диаметр шины , мм 1200
- Выход крошки, % 65
Озонная технология переработки изношенных шин
Озонная технология переработки изношенных шин включает:
- Вырезку бортового кольца
- Резку шин на 3-4 куска
- Обработка кусков шин в специальной камере озонсодержащим газом с одновременным механическим воздействием
- Сепарация крошки от корда
Технические характеристики линий по переработке изношенных с использованием озонной технологии (АО «ВНИИЭТО»):
- Производительность, т/год 3000
- Удельные энергозатраты, кВт/год 0,1-0,2
- Потребляемая мощность, кВт/час 40
- Занимаемая площадь, м2 200
- Персонал, чел 4
- Стоимость линии, тыс.$ США 1650
- Минимальный размер крошки, мм 0,1÷0,2
Термодеструкционная технология
Термодеструкционный способ заключается в растворении при определенных условиях резины в углеводородных растворителях.
Термодеструкционная технология включает:
- Загрузку шин в специальный реактор
- Введение в реактор подогретого до 90÷100О С углеводородного растворителя (мазут, битум, гудрон и пр.)
- Термическую обработку шин при температуре до 350 О С в течении — не более 2 часов
- Отвод газа для использования в качестве топлива
- Отвод суспензии
Технические характеристики установки термодеструкции изношенных шин фирмы НТФ:
- Производительность, т\год 500÷10000
- Энергозатраты, кВт\час не более 30
- Окупаемость, лет 1-2
- Направления использования суспензии: для асфальто-бетонных смесей, гидроизоляционных и антикоррозионных мастик и др.
Технология паротермической деструкции изношенных шин
- Резку шин на куски
- Загрузку сырья в реактор
- Обработку отходов паром при температуре 250÷400О С
- Отвод газа
- Сепарация жидкой фракции
- Сепарация металла
Состав продуктов паротермической деструкции:
- Жидкое топливо (заменитель мазута марки М40) 40÷50%
- Техническая сажа 50÷55%
- Металл до5%
- Газ (получение тепловой энергии) 300кВт\час)
- Производительность установки 5÷15тыс.т шин в год
Технология пиролиза изношенных шин
Пиролиз можно проводить в инертной, восстановительной, окислительной или паровой среде. Технологически процесс может осуществляться в псевдосжиженном слое, который создается кварцевым песком, шарами из окиси алюминия, керамики, пиролизной сажей. Как и при крекинге нефти, при разрушении сетки вулканизованного каучука выделяются низкомолекулярные вещества, которые могут применяться в качестве химического сырья или использоваться как топливо.
Основные направления использования резиновой крошки
- Получение регенерата
- Производство строительных материалов
- В дорожном строительстве в асфальтобетонных смесях при создании верхнего слоя дорог
- Производство продукции технического назначения
Целью переработки резиновой крошки в регенерат является частичное восстановление вулканизационной способности, придание материалу пластичности и мягкости, способности смешиваться с другими ингредиентами.
Регенерат предназначен для частичной замены каучука в составе резиновых смесей при производстве всех видов продукции от шин до резиновой обуви.
Основные виды строительных материалов с использованием резиновой крошки:
- Кровельного материала «Изол»
- Резинового шифера и черепицы
- Резина вторичная кровельная
- Резина гидроизоляционная «Ревтиз»
- Плиты резиновые для полов промзданий и сельхозпомещений
- Плиты резинополимерные для спортплощадок, садовых дорожек
Основные виды продукции технического назначения с использованием резиновой крошки
- Подрельсовые прокладки
- Железнодорожные и трамвайные переезды
- Лежачие полицейские
- Коврики резиновые для автомобилей, салонов автобусов
- Брызговики для автомобилей
- Колеса для хозяйственных тележек
Рекомендации по организации производств по переработке изношенных шин
- Вовлечение в хозяйственный оборот для укрепления откосов дорог, дамб, берегов водоемов и т.д.
- Организация сбора изношенных шин с текстильным кордом для поставки на переработку регенератным и шиноремонтным заводам
- Организация сбора изношенных шин с металлокордом и их поставка на перерабатывающие предприятия
- Организация цеха по переработке изношенных шин с получение резиновой крошки (или регенерата) с последующей поставкой ее на перерабатывающие предприятия или организации изготовления продукции с ее использованием
Техника безопасности и охрана здоровья
Складирование шин перед отправкой на переработку может создать питательную среду для грызунов и комаров. Это также может увеличить риск возгорания от молнии и, возможно, самовозгорания. Пожары в покрышках чрезвычайно трудно тушить или контролировать, а дым, зола и маслянистые продукты выщелачивания могут загрязнять окружающий воздух и воду.
Условия хранения шин должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»